О ЗАКОНАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

    Одним из главных приоритетов государственной социальной политики является повышение пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. Несмотря на тяжелые экономические условия, государство гарантирует выполнение всех социальных обязательств перед нынешними и будущими пенсионерами.

    Первого января 2010 года вступают в силу два федеральных закона, направленные на дальнейшее совершенствование пенсионной системы. В соответствии с ними, будет проведена переоценка пенсионных прав граждан (валоризация пенсий), произойдет замена ЕСН страховыми взносами во внебюджетные фонды, минимальный размер пенсии, с учетом других социальных выплат, будет зафиксирован на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ, базовая часть пенсии будет объединена со страховой и установлены новые правила индексации пенсии.

    Будущие преобразования не являются новой реформой пенсионной системы. Речь идет о ее совершенствовании и развитии в интересах граждан с целью повышения пенсионного обеспечения и дальнейшего формирования сбалансированной и прозрачной пенсионной системы.

    В ходе реализации комплекса законодательных мер по совершенствованию пенсионной системы в большинстве случаев гражданину не нужно предпринимать каких-либо действий. Все перерасчеты, за исключением некоторых, будут произведены в автоматическом режиме без дополнительных заявлений со стороны граждан с учетом всех документов, имеющихся в пенсионном деле.

    Совершенствование пенсионной системы позволит к 2032 году создать все необходимые условия для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, трудовой пенсией по старости на уровне 40% при наличии 30-летнего стажа. А к 2024 году для тех, кто имеет трудовой стаж в советский период, трудовая пенсия по старости будет на уровне 2,5 прожиточных минимумов пенсионера (сейчас она на уровне 1,33).

О ВАЛОРИЗАЦИИ ПЕНСИЙ<>

    Валоризация пенсий – это повышение пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до 1 января 2002 года. При этом валоризация коснется не только действующих пенсионеров, но и граждан, имеющих трудовой стаж до 2002 года и пока еще не достигших пенсионного возраста. Таким образом, валоризация – это возврат пенсионного долга людям, работавшим в советское время.

    В ходе валоризации сумма, находившаяся по состоянию на 1 января 2002 г. в страховой части вашего пенсионного счета, будет проиндексирована на 10%, и еще на 1% за каждый год стажа до 1991 года. К примеру, если граждан проработал 20 лет до 1991 года и продолжал работать, то общая индексация этой суммы составит 30%.

    Для каждого гражданина повышение пенсионных прав будет осуществлено индивидуально в зависимости от трудового стажа. Пенсионные права граждан до 1 января 2002 года, отражены в размере страховой части трудовой пенсии, поэтому у пенсионеров увеличению будет подлежать только страховая часть трудовой пенсии. В среднем, рост общей трудовой пенсии по старости в результате валоризации составит:
    * Пенсионеры до 60 лет - на 738 рублей

  • 61-70 лет - на 1313 рублей
  • 71 - 80 лет — на 1648 рублей
  • старше 80 лет - на 1732 рубля.

    Валоризация является важнейшей мерой, направленной на повышение жизненного уровня пенсионеров. Параллельно с ней будут произведены все запланированные на 2010 год повышения размера пенсий. В целом в 2010 году по предварительным оценкам Правительства, пенсия вырастет на 45,9%, а ее средний размер составит около 8000 тысяч рублей.

    Валоризация носит беззаявительный характер. Перерасчет размера пенсий будет производиться ПФР в автоматическом режиме с учетом всех имеющихся в пенсионном деле документов.

    Личное присутствие гражданина потребуется только в том случае, если он выразит желание включить в пенсионное дело дополнительные годы трудового советского стажа, неучтенные ранее. Это в основном касается тех, то отработал более 45 лет (для мужчин) и более 40 лет (для женщин), поскольку именно этот стаж был предельным в СССР для расчета пенсии и многие не считали необходимым подтверждать стаж сверх этого срока

    С 1 января 2010 года территориальные органы ПФР Свердловской области будут осуществлять выплату трудовых пенсий уже с учетом переоценки пенсионных прав граждан.

    Валоризация будет проводиться полностью за счет средств федерального бюджета. Общая сумма, которая будет потрачена на переоценку пенсионных прав в 2010 году, составит 500 млрд. рублей в 2010 году.

    Для максимальной точности, при проведении валоризации ПФР будет активно взаимодействовать со всеми необходимыми ведомствами. В частности, между ПФР и Росархивом уже заключено соглашение о взаимодействии государственных и муниципальных архивов с территориальными органами ПФР.

    ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ И НАЧИСЛЕНИЯ ПЕНСИИ

    a) Объединение базовой и страховой части пенсии, страховой стаж

    С 2010 года базовая часть трудовой пенсии по старости, по случаю инвалидности, потере кормильца будет объединена со страховой. В результате у лиц, родившихся после 1967 года, трудовая пенсия будет состоять из страховой и накопительной частей, у более старших граждан – только из страховой.

    Объединение базовой и страховой частей пенсии не повлияет на размер пенсии и не требует каких- либо действий со стороны работников и пенсионеров.

    Объединение является прямым следствием ликвидации с 2010 года ЕСН, из которого формировалась базовая часть пенсии, и переходу к уплате работодателями прямых страховых взносов в Пенсионный фонд.

    Объединение изменит условия индексации пенсии. Если ранее уровень повышения базовой части зависел от уровня инфляции, а страховой – от уровня роста средней зарплаты в стране, то с 2010 года увеличение размера пенсии будет зависеть от уровня средней заработной платы в стране и доходов Пенсионного фонда РФ. В частности, согласно данным Росстата, в 2008 году заработная плата выросла на 25,2% (доходы ПФР на 40%), в то время как инфляция – на 13,3%.

    С 2010 года вводится фиксированный базовый размер страховой части пенсии. Он будет соответствовать размерам базовых частей трудовой пенсии установленных на 31.12.2009 в зависимости от вида пенсии. Индексация фиксированного размера будет производиться постановлением Правительства Российской Федерации в зависимости от роста средней заработной платы по стране и доходов ПФР.

    С 2015 года при назначении трудовой пенсии по старости фиксированный базовый размер страховой части пенсии будет повышаться на 6% за каждый год страхового стажа превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин и уменьшаться на 3% за каждый год, недостающий до 9 лет. Таким образом, если Вы к достижению пенсионного возраста чувствуете в себе силы и желание продолжать трудовую деятельность, то есть смысл обратиться за назначением пенсии как можно позднее. В таком случае размер пенсии будет больше.

    Длительность требуемого страхового стажа будет увеличиваться ежегодно на один год, пока не достигнет нормативной величины – 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин. Переходный период нужен для адаптации данной нормы для тех, кто начал трудовую деятельность в 90-2000-ые годы.

    б) Социальные доплаты до регионального прожиточного минимума

    С 2010 года будет законодательно установлено, что сумма пенсии с учетом других социальных выплат (ЕДВ, дополнительного материального (социального) обеспечения и мер социальной поддержки граждан, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, в денежном выражении), установленных пенсионеру должна быть не меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания. Для этого неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения меньше величины прожиточного минимума будет назначаться и выплачиваться федеральная и (или) региональная социальная доплата к пенсии.

    В настоящее время средний размер трудовой пенсии уже превышает федеральный прожиточный минимум пенсионера (к концу 2009 года превысит его на треть). В то же время, у ряда пенсионеров размер пенсии меньше, чем средняя трудовая пенсия. Прежде всего, это относится к получателям трудовых и социальных пенсий по случаю потери кормильца на одного нетрудоспособного члена семьи и пенсий по инвалидности 3 группы. Кроме того, в ряде регионов, прежде всего, на Дальнем Востоке, региональный прожиточный минимум пенсионера значительно выше среднего размера пенсии. Именно эти категории граждан и станут основными получателями данного вида доплат.

    Размер федерального прожиточного минимума пенсионера будет устанавливаться ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации устанавливается ежегодно законом субъекта РФ и доводится до сведения Пенсионного фонда РФ.

    Финансирование доплаты будет производиться следующим образом: если региональный прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то доплата будет идти из федерального бюджета. Если региональный прожиточный минимум выше федерального, то доплата до федерального прожиточного минимума будет идти из федерального бюджета, до регионального – из бюджета субъекта РФ. Дотационные регионы будут получать средства на осуществление социальных доплат к пенсии в виде межбюджетных трансфертов.

    Выплата социальной доплаты к пенсии будет производиться одновременно с пенсией.

    Для получения социальной доплаты к пенсии неработающему пенсионеру необходимо подать заявление о назначении федеральной социальной доплаты к пенсии в территориальный орган ПФР по месту проживания, а если региональный прожиточный минимум выше федерального прожиточного минимума, то заявление кроме этого необходимо и подать в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, который будет доводить социальную доплату к пенсии до уровня прожиточного минимума региона.

    Для детей-инвалидов и детей, не достигших возраста 18 лет, после назначения пенсии Пенсионным фондом Российской Федерации по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или Федеральном законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» законодательством предусмотрено установление социальной доплаты к пенсии в беззаявительном порядке.

    в) Изменения порядка установления пенсий инвалидам

    С 2010 года пенсия инвалидам будет устанавливаться в зависимости от группы инвалидности, а не от степени ограничения трудоспособности, как было ранее. Это позволит увеличить размер пенсии тем, у кого группа инвалидности выше, чем степень ограничениятрудоспосбности, а также назначать пенсию инвалидам, не имеющим степень ограничения способности к трудовой деятельности.

О ЗАМЕНЕ ЕСН СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ И
АДМИНИСТРИРОВАНИИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ


    а) Для населения и работодателей

    С 1 января 2010 года в России упраздняется единый социальный налог. Вместо него вводятся страховые взносы в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования. Ранее все взносы включались в единый социальный налог, администрирование который осуществляли налоговые органы.

    Размер страховых взносов в 2010 году будет следующий: В Пенсионный фонд РФ – 20% от заработной платы конкретного работника; Фонд социального страхования – 2,9%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 1,1%, Территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2,0%. Общий размер тарифов в 2010 году будет на уровне 2009 года (ЕСН – 26%).

    С 2011 года произойдет увеличение тарифа страховых взносов. В частности взнос в ПФР составит 26%, из которых 20% пойдут на финансирование страховой части пенсии, 6% - накопительной (кроме лиц старше 1967 г.р). Фонд социального страхования останется на прежнем уровне 2,9%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 2,1%, территориальные ФОМС – 3,0. Общий размер страховых взносов составит 34%.

    Страховые взносы будут начисляться не на весь фонд оплаты труда предприятия, а только на зарплату конкретного сотрудника с учетом премий и иных выплат, и выплачиваться из средств работодателя. При этом установлена предельная сумма, с которой работодатель обязан оплатить взносы - 415 тысяч рублей в год (страхуемый заработок). Сверх этой суммы взносы не платятся. К примеру, если заработок работника с учетом премий и иных выплат составил 500 тысяч рублей в год, то с 415 тысяч работодатель будет уплачивать страховые взносы, а с оставшихся 85 тысяч рублей – нет.

    С ростом средней заработной платы будет увеличиваться и страхуемый заработок.

    Для граждан, чей заработок существенно превышает 415 тысяч в год, созданы необходимые условия для самостоятельного формирования дополнительного пенсионного капитала. Они могут воспользоваться программой государственного софинансирования пенсионных накоплений, перевести накопительную часть пенсии в негосударственную управляющую компанию либо в НПФ, самостоятельно производить отчисления в негосударственный пенсионный фонд.

    б) Для работодателей

    С 2010 года страховые взносы будут перечисляться в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования, а не в Федеральную налоговую службу. Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов работодателей за своих работников будет осуществлять Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования.

    После отмены ЕСН администрирование страховых взносов перейдет непосредственно к государственным внебюджетным фондам. В частности, ПФР будет администрировать взносы в Пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования будет осуществлять администрирование страховых взносов самостоятельно.

    Пенсионный фонд обладает всеми необходимыми материально-техническими и интеллектуальными ресурсами для осуществления процедуры администрирования страховых взносов. Для персонифицирования поступающих платежей и их администрирования планируется принять на работу в следующем году в целом по стране еще 5 тысяч сотрудников. На сегодняшний день в системе Пенсионного фонда России трудятся 130 тысяч человек.

    При выполнении функции администрирования Пенсионный фонд будет строго соблюдать действующее законодательство и максимально избегать дополнительного административного давления на бизнес. Пенсионный фонд РФ будет осуществлять контроль за уплатой страховых взносов посредством планомерного проведения камеральных и выездных проверок работодателей.

    Пенсионный фонд будет жестко отстаивать пенсионные права россиян. К неплательщикам страховых взносов будут применяться все меры административного воздействия, вплоть до списания недоплаченных средств с банковских счетов, наложения штрафов и пеней, передачи информации в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел.

    Работодатели ежеквартально и по итогам года должны предоставлять отчетность по уплаченным страховым взносам в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования.

    Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы самостоятельно рассчитывают суммы обязательных платежей исходя из стоимости страхового года, и должны будут уплатить их не позднее 31 декабря текущего (начиная с 2010 г) календарного года. Расчет по уплаченным взносам предоставляет в ПФР не позднее 20 числа календарного месяца, следующего за расчетным периодом.

    В 2010 году сведения персонифицированного учета будут предоставляться в ПФР раз в полугодие, с 1 января 2011 г. – ежеквартально.

    Декларации по страховым взносам в Пенсионный фонд за 2009 год передаются в налоговые органы до 30 марта 2010 года.


ВВЕРХ / ДОМОЙ

Сайт управляется системой uCoz