Источник: http://www.kadis.ru/daily/?id=52910

Вне зоны доступа

    Петербург пытаются сделать доступной средой для инвалидов. Пока получается плохо
    В Питере живет более 600 тысяч инвалидов. Среди них много таких, кто никогда не покидал пределы своей квартиры. С 2001 года в нашем городе действует социальная программа "Петербург - доступная среда для инвалидов". "МК" в Питере" решил провести социальный эксперимент - выяснить, насколько упомянутая программа изменила жизнь людей, передвигающихся на инвалидных колясках. Нашим помощником в этом стал Вадим Фиссон. Он инвалид-колясочник, но это не помешало ему стать одним из самых известных петербургских режиссеров и вместе со своим театром "Комик-Трест" объездить весь мир.

"Тыгдымский треугольник"

    Мы решили проехаться вместе с Вадимом Фиссоном до ближайшего к его дому кинотеатра. Прогулка в общем-то довольно безобидная. Но для многих инвалидов, как выяснилось, просто нереальная.
    К примеру, у нас в доме нет лифта. Если человек, передвигающийся на коляске, живет выше первого этажа и в доме нет специального въезда или пандуса, то самостоятельно выбраться на улицу он не может, - говорит Вадим. - Мне повезло, что у меня квартира на первом этаже. А вот пандуса здесь не было. И, пытавшись съехать с лестницы на коляске, я рисковал свалиться и пересчитать задом ступеньки. Чтобы сделать в этом доме пандус, мне пришлось подавать в ЖЭК заявки, ждать три месяца и потом устанавливать его на свои деньги.
    Мы выбрались из подъезда, вышли на мостовую и сразу же попали в "тыгдымскую зону".
    - Это когда ты едешь на коляске и делаешь так: "тыгдым-тыгдым", потому что водостоки не закрыты решеточкой, как во всех цивилизованных городах, а образуют желоба, - поясняет Вадим. - Питер же почему-то экономит на этих решетках.
    Отстучав невеселый мотив по неровной мостовой, мы решили заехать в ближайший магазин, встретившийся нам на пути, - купить воды. Но нам это не удалось. Дело в том, что в этом магазине, как, впрочем, и во многих других, одна из створок двери наглухо заколочена гвоздями.
    - Это еще одна большая проблема, - делится Вадим Фиссон. - Во многих зданиях дверной проем слишком узкий, и через одну створку коляска не проезжает. Когда у меня гостил друг из Америки, он все время удивлялся, зачем везде ставят двустворчатую дверь, когда одна из створок всегда закрыта!
    Не сумев пробиться в магазин, мы отправились на Некрасовский рынок, благо, он поблизости. Но и туда вход для человека в инвалидном кресле заказан. Формально пандус есть - аккуратненько положены две шпалы. Но проехать на коляске по ним невозможно, так как они лежат слишком далеко друг от друга. Мы направились к лифту. Но лифтер развернул нас обратно - лифтом могут пользоваться только продавцы, тягающие наверх ящики с овощами.
    Подкатив к кинотеатру "Кристалл палас", мы обнаружили, что и там нет специального въезда для коляски в здание. Так что самостоятельно попасть внутрь Вадиму оказалось не под силу. Пришлось срочно вызывать на подмогу актеров "Комик-Треста", чтобы они помогли доставить своего шефа внутрь.
    - Я с гордостью говорю, что я единственный театральный режиссер в России, котЬрого носят на руках, - засмеялся Вадим.
    К слову о театрах. Пандусы в Петербурге есть только в Театре на Литейном, в БДТ, в Александрийском театре и в Малом драматическом. Остальные храмы искусства остаются для людей с проблемами передвижения недоступными.

Сел в коляску - лишился прав

    Между тем еще 7 июля 2003 года вышло распоряжение администрации города, содержавшее длиннющий список зданий и виды общественного транспорта, которые должны распахнуть свои двери для инвалидов-колясочников. Предполагалось, что все указанные в списке объекты будут оснащены пандусами и въездами. В него вошли сады, скверы, зоопарк, подземные и надземные пешеходные переходы, все образовательные и лечебные учреждения, театры, цирки и музеи, церкви, аптеки, рынки, туалеты и даже автозаправочные станции. Здесь же упоминались все государственные учреждения: отделения милиции, здания районных администраций, Законодательное собрание Петербурга. Кроме того, метро, маршрутные такси, автобусы, камеры хранения, пристани и пирсы тоже должны иметь специальный въезд для инвалидов. Вышеуказанная программа принималась в рамках закона "О целевой социальной программе Санкт-Петербурга "Доступная среда жизнедеятельности для инвалидов" на 2001-2005 годы" То есть все эти прекрасные и необходимые в жизни людей приспособления должны были появиться в Петербурге к 2005 году.
    А что же на деле? Доступнее для инвалидов стали лишь очень немногие объекты из указанного списка. Сегодня на улице реальнее встретить НЛО, чем пандус при въезде, например, в храм. А в отделение милиции из-за установленных там домофонов не может зайти даже вполне дееспособный человек, не говоря уж об инвалиде-колясочнике. В Мариинском дворце есть специальный въезд для колясочников, но он почти всегда на замке.
    Инвалиды лишены даже возможности отстаивать свои права, - говорит уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Игорь Михайлов. Такое право, как доступ к правосудию, заведомо нарушено. Для того, чтобы подать исковое заявление, человеку, прикованному к инвалидной коляске, нужно не только добраться до здания суда, милиции, прокуратуры, но и потом еще проникнуть внутрь. В большинстве случаев это невозможно сделать без посторонней помощи.

"Только для инвалидов-экстремалов"

    Совсем на произвол судьбы инвалидов, конечно, не бросили. Например, при строительстве новых станций метро и при их реконструкции устанавливаются пандусы. Они есть на станциях "Парнас", "Чкаловская", "Крестовский остров", "Комендантский проспект". В настоящее время колясочными спусками оборудованы подземные переходы на станциях "Проспект Ветеранов", "Ленинский проспект", "Невский проспект", "Петроградская", "Садовая". Но лифтов для инвалидов в нашем метро нет и не будет.
    - Их невозможно построить из-за особенностей нашего климата, - говорит пресс-секретарь ГУП "Петербургский метрополитен" Юлия Шавель. - А ездить на эскалаторе инвалидам слишком опасно. Был случай, когда человек упал с коляски на эскалаторе, а у сопровождающей его женщины не хватило сил удержать спутника. Поэтому для инвалидов предпочтительней наземный транспорт.
    Ну а наземный транспорт "приспособиться" к инвалидам еще не успел.
    В Петербурге запустили на линии 59 троллейбусов, 32 трамвая и 18 автобусов со специально устроенным низким полом для въезда инвалидных колясок, - сообщила пресс-секретарь Комитета по труду и социальной защите Екатерина Майборода. - В этом году планируется закупить еще 150 единиц такого транспорта.
    Что касается пандусов при въезде в здания, они действительно появляются, но в основном в частных заведениях, например, возле некоторых супермаркетов начали строить автомобильные стоянки для инвалидов, а внутри - лифты и туалеты для них.
    - По сравнению с тем, что было в Питере двадцать лет назад, город, конечно, стал лучше, - говорит Вадим Фиссон. Новые здания уже проектируют с учетом наших интересов, например, Ладожский вокзал. Иногда, правда, забота об инвалидах доходит до абсурда. К примеру, летом я решил съездить отдохнуть в пригород в дорогой отель, администрация которого уверяет, что заботится об инвалидах. Приезжаю - у меня волосы встали дыбом. Пандус у входа в отель выглядит так: скользкая отполированная гранитная плита без перил под углом в сорок пять градусов. Если бы я был чемпионом мира по экстремальным велогонкам, то и тогда мне бы вряд ли удалось на этот пандус забраться.

"Я сам кого хочешь пожалею!"

    Кроме многочисленных проблем, связанных с передвижением по городу, инвалиды страдают от презрительного отношения окружающих. Будь ты хоть трижды богат и удачлив, если ты в коляске, то на тебя смотрят в лучшем случае снисходительно-жалостливо.
    - Мне, независимо оттого, что я прилично одет и пахну дорогим одеколоном, все время пытаются всучить рубль-другой, говорит Вадим Фиссон. - В сознании людей крепко засело то, что человек в коляске - это неудачник, его нужно жалеть. Я и сам кого хочешь пожалею! Но общественное мнение трудно перебороть. Летом мы летали на театральный фестиваль в Испанию. И вот в аэропорту подходим к стойке регистрироваться на рейс. И дамочка-контролер, глядя на меня сверху вниз, произносит: "Так, этого сюда поставьте. Сейчас грузчики придут". Ко мне подходят двое подвыпивших молодцов, один из них спрашивает: "А как его брать-то?" И я сразу понимаю, что вот я, с одной стороны, режиссер известного питерского театра, который летит на международный фестиваль, а с другой стороны - просто пуфик, и отношение ко мне как к пуфику.

А как у них?

    - В Бельгии установлены пластиковые уличные биотуалеты, в которые инвалиды могут въезжать прямо на коляске.
    - В Германии оборудованы специальные тротуарные дорожки для инвалидов-колясочников. Они снабжены указателями и пандусами.
    - В Голландии работает служба "интимной помощи" инвалидам. Сотрудницы социальной службы приходят к одиноким инвалидам и занимаются с ними сексом. Считается, что инвалиды не должны быть обделены обычными человеческими эмоциями.
    - В Финляндии турфирмы разработали специальные туристические маршруты для инвалидов, передвигающихся на коляске.

Ольга Горшкова


ВВЕРХ / ДОМОЙ

Сайт управляется системой uCoz