Источник: http://www.contacts-1.ru/point-of-view/dostupnayasredaetoso/

Доступная среда это современные стандарты

    Согласно постановлению, принятому правительством г. Москвы более двух лет назад, все общественные здания, в том числе и магазины, должны стать доступными для инвалидов. Но поскольку ритейлеры не видят прямой выгоды в установке дорогостоящего подъемного оборудования, а контролирующие органы не проявляют настойчивости, то закон по-прежнему не имеет своего реального воплощения.

Мертвая точка

    26 июня 2001 года правительство Москвы приняло постановление об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры города Москвы. (Постановление № 556 — ПП от 26.06, статья 17 градостроительного кодекса)
    Разумеется, под эту категорию попали и торговые предприятия. С этого дня все столичные ритейлеры, согласно закону, должны обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ в свои магазины. То есть подразумевается, что все торговые помещения должны оснащаться специальным оборудованием — подъемниками, пандусами, а структура торгового зала и кассовой зоны должна позволять инвалиду-колясочнику свободно путешествовать внутри магазинов.
    То, что в России только начинает внедряться и оформляться законодательно, на Западе давно уже стало нормой. Во многих развитых государствах инвалиды беспрепятственно передвигаются по улицам, ездят на городском транспорте (который оснащен подъемниками), на метро (на каждой станции есть лифты), посещают музеи, кафе и магазины. Дорожки для въезда инвалидов существуют в любом супермаркете. А если магазин многоэтажный, то для посетителей с ограниченными возможностями устанавливаются специальные подъемники или лифты, так что инвалид не чувствует себя больным или недееспособным, каким его считают у нас. Только в Вене, где проживает 600 тыс. человек, установлено 2 тыс. подъемников.
    Принципиально иная ситуация в России, где городская среда совершенно не приспособлена для инвалидов. Наш инвалид-колясочник без посторонней помощи не может даже выйти из собственного дома, преодолеть не оборудованный подъемником лестничный пролет, перейти через дорогу или посетить парикмахерскую — повсеместно на его пути будут встречаться непреодолимые барьеры в виде лестниц и бортиков.
    Что ж говорить о магазинах? Если инвалид не может самостоятельно выйти из дома, сможет ли он попасть в заветный супермаркет? Ответ однозначен — нет. Торговцы при обустройстве своих магазинов, не предполагают, что их клиентами могут быть инвалиды. Не наблюдается и жесткой государственной политики по обеспечению беспрепятственного доступа в здания, равно как и при создании безбарьерной городской среды в целом. Есть постановление, принятое правительством Москвы, нона общероссийском уровне ничего подобного не существует. «Однако и в Москве комплексная программа по реабилитации инвалидов, принятая с целью улучшить городскую среду выполняется крайне неохотно. Так, например, московское правительство решило, что в 2003 году в столице должно быть установлено 1810 подъемников. Из них 200 планировалось установить на предприятиях торговли и общественного питания. Однако из всего намеченного количества подъемного оборудования для инвалидов — 1810 единиц, в лучшем случае установлено 15 (!) и те в основном в административных зданиях. Согласитесь, что сдвинуть ситуацию с мертвой точки такими темпами попросту невозможно», — говорит Гарри Майзель, директор компании «МАШ ХХI век».
    Без излишнего напоминания со стороны контролирующих органов оборудуются лишь представители западных сетей. Например Ашан, ИКЕА, Маркауф построены по европейским стандартам, а, значит, инвалид самостоятельно, без посторонней помощи может передвигаться по этим магазинам. Многие из них также предоставляют дополнительные услуги для инвалидов, например инвалидную коляску для тех посетителей, кто приехал в магазин на машине вместе со своими родственниками.

В поисках причины
Безбарьерная и бесконтрольная

    Причин, из-за которых ритейлеры не стремятся оборудовать свои магазины ­- множество. Самаябанальная — отсутствие контроля со стороны государства. Обычная практика, применяемая в западных странах — контролировать здание на стадии сдачи / приема постройки. И если оказывается, что помещение не рассчитано для безбарьерной среды, то экспертизу, проводимую соответствующими органами, оно не проходит. В России же до сих пор не отработана даже система штрафов. «Нужно, чтобы в каждом районе была создана межведомственная комиссия, которая бы отслеживала нарушения при строительстве новых зданий и переоборудовании старых и подавала заявку в префектуру административных округов, кого нужно штрафовать. И если ритейлер будет подвергаться административному взысканию, то, возможно, он будет более покладистым», — говорит Екатерина Ким, Президент РООИ «Московский городской клуб инвалидов «Контакты-1». Впрочем, как справедливо замечают некоторые эксперты, наказание не уменьшает количества преступлений. «Зачастую оказывается, что платить штраф более выгодно, нежели переоборудоваться, ставить подъемники, лифты, пандусы и пр. Торговцу проще 10 лет платить штраф, сумма которого нередко бывает чисто символической, нежели установить подъемник. Таким образом, создание беспороговой среды в магазине на данный момент зависит исключительно от желания самого ритейлера», — говорит Гарри Майзель.

Вопросы выгоды

    А сами ритейлеры, даже навскидку сопоставив расходы на создание безбарьерной среды и прибыль для магазина от притока новых посетителей, приходят к логичному выводу, что установка оборудования будет невыгодна, так как вложенные в подъемник средства вряд ли смогут окупиться и по прошествии десяти лет. Владельцы магазинов рассуждают примерно так: большая часть клиентов приходят в магазин на своих ногах, они-то и приносят доход магазину. Даже если оборудовать магазин для инвалидов-колясочников, покупателей этой категории будет приходить в магазин немного, 1 — 2 человека в день. А поскольку большинство инвалидов находятся за чертой бедности, то и суммы, которые они будут оставлять в магазине, будут невелики.
    Сами инвалиды думают иначе. Мало кто подозревает, что людей с ограниченными возможностями в России очень и очень много — свыше 9 млн. Только в Москве, по неофициальным данным, насчитывается около 100 тысяч инвалидов-колясочников. «Вопреки расхожему мнению, не все инвалиды находятся в бедственном положении, — говорит Екатерина КИМ. - Мы видим колясочников только в метро, с протянутой рукой, но есть и состоятельные, работающие люди, которые вполне обеспечивают себя и могут позволить себе поход в магазин. Более 50 процентов получили травму уже во взрослом возрасте — в армии, автокатастрофе и стремятся вести привычный образ жизни. Более того, есть социальные проекты по организации транспортного обслуживания людей, имеющих инвалидность. Так что, мы надеемся, что скоро оборудованные микроавтобусы будут подвозить клиентов, имеющих инвалидность, к таким магазинам, как «Ашан», которые будут делать покупки. Ну пусть десять человек, имеющих инвалидность, сделают покупки на сумму, на которую покупает товаров обычный состоятельный клиент. Ведь это десять человек, десять покупателей. Сейчас инвалиды вынуждены получать продукты через службу доставки, обращаться за помощью к родственникам или социальным структурам. Однако если бы владельцы магазинов позаботились о создании безбарьерной среды, то клиентов стало бы больше. Конечно, к вопросу о выгоде необходимо добавить вопрос о культуре торгового бизнеса. Бизнес, который руководствуется только интересами прибыли и не обращает внимание на человеческий фактор, обречен. Будущее за бизнесом, который работает с широким кругом клиентов, принимая во внимание и то, что у людей, имеющих инвалидность, такие же нужды и потребности, как у людей обычных. На самом деле, вызывают уважение магазины, банки, офисы, доступные для людей в инвалидных колясках. И если предприниматель заботится об имидже своей компании, то он обязательно сделает так, чтобы его товары и услуги были доступны всем».
    Западные ритейлеры используют беспороговую среду своего магазина в рекламных целях. Например, некоторые европейские супермаркеты сотрудничают с общественными организациями и предоставляют им возможности для организации проката электрических колясок и скутеров, которые облегчают инвалидам передвижение по магазину. Причем, другие клиенты (дети, пожилые люди или просто утомленные шопингом посетители) тоже могут прокатиться по магазину в удобной машине, предоставляемой им бесплатно. Такой прокат организован в Ирландии лидером в инвалидной коляске Дереком Фарреллом. Владелец Leithey Valley Shopping Centre выделил Ассоциации Дерека офис под программу Shopmobility Ireland и не жалеет об этом, так как дневная выручка торгового центра сразу же подскочила вверх. И теперь в этот, как его ласково называют ирландцы, Scooter Land, приезжают покупатели из других городков для того, чтобы получить удовольствие от комфортного шиппинга в на электроскутерах. «Было бы неплохо, если бы и в Российских гипермаркетах появилось нечто подобное, — выражает пожелание Екатерина Ким. — Моя организация развивает проект «Доступный транспорт» с. 1998 года, и мы надеемся на то, что нам удастся создать российский Scooter Land. При поддержке префекта СВАО Рабер Ирины Яковлевны проект «Доступный транспорт» набирает обороты, и мы намерены в ближайшее время обратиться с предложением к руководителям “Ашана”, потрясающе доступного супермаркета. Мне кажется, что они должны поддержать проект. Ведь сделали же они такой культурный и цивилизованный супермаркет. Поскольку это магазин западный, то есть надежда, что он откликнется. Человек со слабыми ногами не способен обойти весь гипермаркет. Объехать его на механической коляске тоже очень непросто. Scooter Land со своей электрической техникой поможет многим инвалидам стать постоянными клиентами этого красивого магазина. А наш проект «Доступный транспорт» сделает так, чтобы такие клиенты могли регулярно выезжать на шоппинг в «Ашан».

Аморальная традиция

    Как это ни печально, но на сегодняшний день вопрос по организации безбарьерной среды применительно к конкретному магазину связан исключительно с нравственно-этическими соображениями. (может быть поэтому со времени принятия закона не оборудовалось ни одно торговое предприятие) «Нужно иметь не только деньги, но и высокий уровень интеллекта и культуры, чтобы оборудовать свой магазин, — говорит Федор Лячин, вице-президент Российского союза развития жилищно-коммунальной отрасли. — Западные компании не понимают, как можно не установить лифт или подъемник, а у нас не понимают, зачем их устанавливать. Особенно печально, что в российском обществе халатное и невнимательное отношение к инвалидам сформировалось исторически. Помните лозунг, который прозвучал на олимпиаде, проводимой в Москве — «В СССР инвалидов нет!» Тогда впервые не были проведены олимпийские игры для инвалидов. На самом деле инвалидов у нас было больше, чем во всей Европе. Отношение к инвалиду, как к недееспособному, больному человеку навязывалось «сверху» и начало меняться только сейчас, когда мы начали ориентироваться на европейские стандарты. Сначала Ельцин, а потом Путин подписали указы о создании условий для инвалидов, но какие-то реальные действия начали предприниматься только после постановления Лужкова».
    Имеет ли смысл говорить о сознательности торговцев, если не оборудованы очень многие административные здания, банки, музеи… «В недавнем прошлом я предлагал госпоже И.А. Антоновой, директору Пушкинского музея бесплатно установить подъемное оборудование. Она отказалась под предлогом заботы об интерьере, хотя подъемник гармонично вписывается в любое помещение (об этом говорит опыт западных стран). Видимо, директор музея испугалась дальнейших проблем, которые повлекла бы за собой установка подъемника, например, оборудование туалета для инвалидов, — рассказывает Гарри Майзель. — Аналогичная ситуация в музее Московского Кремля. Иностранные туристы, посещающие Кремль, не могут понять, почему они вынуждены своих экскурсантов поднимать по лестницам на руках. Ведь если и там госпожа Е.Ю. Гагарина сказала, что у нее нет денег на установку подъемника, то у кого же они есть? Нет их и у Сбербанка. Под таким предлогом Андрей Козьмин, председателя правления Сбербанка РФ отказался от моего предложения оборудовать здание».
    Сами инвалиды воспринимают такое отношение как дискриминацию. А вопрос создания безбарьерной среды, как вопрос о равенстве гражданских прав. В западных странах подобные вопросы не ставятся уже давно. И если, например, в Англии инвалида-колясочника не пустят в дорогой супермаркет или престижный кинотеатр, то возмущенные англичане, скорее всего, у дверей этого заведения организуют акцию протеста с привлечением прессы.

«Пунктик»
    Есть у принятого закона один «пунктик», который в некоторых случаях буквально сводит на нет все попытки повсеместно создать безбарьерную среду. А именно: согласно постановлению оборудуются только вновь строящиеся здания или капитально отремонтированные (ст. 17 градостроительного кодекса). А если здание построено давно и не требует капитального ремонта, значит, владельцу магазина, который в нем расположен, удается благополучно избежать каких бы то ни было хлопот, связанных с организацией беспороговой среды. Видимо, дорабатываться закон будет, только когда ритейлеры всерьез возьмутся за оборудование своих магазинов подъемной техникой, что тоже, по-видимому, произойдет не скоро. По словам Федора Лячина, организатора выставки «Лифт Эспо», прошедшей в мае этого года, большинство ритейлеров впервые увидели подъемники для инвалидов именно на этой выставке.

Театр — с вешалки, а магазин — с пандуса

    Создать безбарьерную среду в отдельно взятом магазине не так сложно, как кажется на первый взгляд. Для инвалида непреодолимым препятствием являются ступеньки при входе в здание и лестницы в многоэтажных магазинах. Для того, чтобы коляска могла беспрепятственно въехать на территорию супермаркета, рядом со ступеньками устанавливается пандус. На сегодняшний день это приспособление есть практически в любом магазине, но его функциональность зачастую сомнительна. Чтобы инвалид-колясочник смог преодолеть пандус, угол наклона поверхности должен быть не более 7 ?, а в подавляющем большинстве наших магазинов пандус расположен под углом 20 ? — 30 ?. Если детскую коляску при таком наклоне удержать еще можно, то для инвалида этот барьер совершенно непреодолим.
    Когда особенности архитектуры не позволяют организовать пандус на входе в магазин, устанавливаются электрические подъемники. (Предполагается, что вскоре они появятся в российских магазинах). Это устройство поднимает инвалида в коляске на высоту приступка — 0, 6 — 0, 8 м (или 3 — 5 ступеньки). Обычно такой подъемник ставят в магазинах, где фундамент здания находится выше тротуара. Чтобы инвалид мог попасть в магазин, ему нужно въехать на подъемник и включить его. Колеса коляски автоматически фиксируются, подъемник поднимает посетителя до нужного уровня и возвращается в исходное положение. Стоит устройство 3, 5 тыс. евро.
    Кстати, западные ритейлеры предусмотрительно строят свои магазины на одном уровне с тротуаром. Например, в Маркауф, ИКЕА или Ашан инвалид свободно въезжает прямо с улицы.

Лифт или подъемник?

    Больше средств на создание беспороговой среды придется затратить владельцам многоэтажных магазинов. Чтобы обеспечить инвалидам доступ на верхние этажи здания, устанавливается лифт или подъемник.
    В строящихся и недавно открытых торговых центрах, как правило, устанавливается лифт. Особенно эстетично смотрится панорамный. Он не только выполняет свою функцию транспортировки покупателей, в том числе и инвалидов, с этажа на этаж, но и является одним из элементов интерьера торгового центра. Панорамный лифт придает легкость внутреннему пространству здания и добавляет динамики помещению. Однако некоторым заказчикам установить лифт не позволяет планировка. Сложнее всего переоборудовать старые помещения. В такие здания лучше всего подойдет подъемник, который двигается по криволинейной направляющей, крепящейся вдоль лестницы, или на перилах. Для предприятия торговли специалисты рекомендуют устанавливать наклонный подъемник платформенного типа, который позволяет перевозить человека вместе с его коляской. Подъезжая к лестнице, инвалид опускает платформу, въезжает на нее, створки платформы закрываются и коляска фиксируется. Затем подъемник перевозит покупателя на нужный этаж. После того, как человек съезжает с платформы, она поднимается и прижимается к перилам, не препятствуя проходу посетителей. Цена подъемника высчитывается исходя из нескольких факторов, длины маршрута, высоты лестницы, угла наклона, количества поворотов и нужного дизайна. В среднем подъемник платформенного типа стоит 4 тыс. долларов за метр длины. Если длина подъемника более 10 метров, то стоить он будет в два раза дешевле — около 2 тыс. долларов за 1 метр, так как цена платформы, управления и привода уже не учитывается, изменяется только длина магистрали. Ширина лестницы, на которой устанавливается подъемник, должна быть не менее 1, 2 метров.

На русской почве

    До недавнего времени платформенные подъемники производились только за рубежом. Несколько лет назад их начали выпускать несколько российских заводов, взяв за основу западную технологию. Европейские производители разработали два вида подъемников — гидравлические и тросовые. Гидравлика в качестве тягловой силы используется в итальянской технологии. Однако, по словам Гарри Майзеля, такие подъемники вряд ли приживутся в России, поскольку все отечественные заводы, которые когда-либо производили гидравлику, находятся в плачевном состоянии. Поэтому, чтобы перенести производство таких подъемников на русскую почву потребуются очень большие капиталовложения.
    С оглядкой в нашей стране стоит применять и германское подъемное оборудование, которое приводится в движение при помощи троса. Двигатель, у этого подъемника располагается непосредственно на самой платформе. Платформа оснащена двумя колесами, которые обжимают направляющую (подобно электропоезду в метро) и двигаются по ней, поэтому любое препятствие блокирует движение. Поскольку направляющая в большинстве случаев служит перилами, то не исключены случаи неумышленной порчи, например, если на пути подъемника окажется жвачка, приклеенная к трубе кем-то из посетителей. Обслуживать такое оборудование приходится каждый день.
    Видимо, оптимальный вариант — использовать тросовые подъемники, по австрийскому образцу. Его двигатель располагается отдельно от самой конструкции, а тросы размещаются внутри трубы, которая, в свою очередь, является частью перил. Не так давно тросовые подъемники стали производить и у нас. Технология осваивается постепенно. На сегодняшний день только 50 процентов комплектующих закупаются за границей, но в скором будущем все детали планируется производить на российских заводах.

Подъем с изюминкой

    Вполне сможет прижиться в магазине оригинальный подъемник, называемый в профессиональных кругах ступенькоходом. Он представляет собой ленту, работающую по принципу гусеничного колеса. Инвалид на коляске въезжает на эту ленту, фиксируется и при незначительной помощи персонала поднимается по лестнице. Сотрудник магазина сопровождает инвалида в процессе его подъема по ступеням, держа ступенькоход за рычаг сопровождения. Это устройство хорошо тем, что оно автономно (работает от батареи) и не требует специального монтажа. Стоит ступенькоход 6000 евро. Состоятельные инвалиды приобретают такой подъемник в личное пользование, крепят его в нижней части коляски и передвигаются по лестницам без посторонней помощи. На горизонтальной поверхности подъемник автоматически подвешивается к коляске.
    Кроме техники, рассчитанной на установку непосредственно в помещении, подъемники могут устанавливаться и в транспорте. Например, если магазин расположен за МКАДом и в качестве дополнительной услуги организует доставку покупателей от ближайшего метро, то неплохо было бы оборудовать подъемником хотя бы один автобус. Такие подъемники сейчас устанавливаются только в социальных такси. Возможно, что в скором будущем они появятся и в городском транспорте. К слову, в Уфе уже приступили к выпуску троллейбусов, отвечающих всем международным требованиям. Низкая ступень (всего 6 см) и широкий вход позволяют въезжать людям в инвалидных колясках. К концу этого года первая партия из 50 троллейбусов прибудет в Москву.

Легко и непринужденно

    Создание безбарьерной среды для инвалида не ограничивается только установкой лифта или подъемника. Для того, чтобы инвалид мог беспрепятственно ездить по магазину, расстояние между стеллажами должно быть достаточно широким, а кассовый проход (хотя бы один) позволял бы проехать человеку в коляске. В случае, если в магазине есть туалет, то одна кабина специально оборудуется для людей с ограниченными возможностями. И даже лифт должен быть с нестандартным расположением кнопок — так чтобы инвалид мог дотянуться. В ИКЕЕ, например, один из сотрудников как-то обратил внимание автора на телефон-автомат, специально укрепленный на такой высоте, чтобы им свободно мог пользоваться человек, сидящий в коляске. Исходя из того, что магазин будут посещать колясочники, оборудуется и зона выхода: устанавливаются раздвижные двери.
    На первый взгляд оснастить магазин сложно, но на самом деле делается это легко и непринужденно. «Подъемники, пандусы и пр. не требуют изменения окружающей среды, — рассказывает Гарри Майзель. — Они органично вписываются в интерьер, не нарушая его. Сначала заказчику предоставляется дизайн проекта, согласовывается и только потом оборудуется».Производители готовы выполнить весь объем работы, поставляя оборудование под ключ, а при оплате предоставлять кредит, лизинг идаже сдавать в прокат.
    Просто или сложно ставить подъемник, дорого или нет — на сегодняшний день это вопрос второстепенный. О массовом оборудовании магазинов подъемной техникой, пожалуй, говорить не стоит до тех пор пока не начнут оборудоваться такие гиганты торговли, как, например ГУМ, «Детский мир». Причем, для этих торговых центров создание безбарьерной среды будет не слишком накладным. Например, для того, чтобы позволить инвалиду подняться на верхние этажи ГУМа достаточно будет приобрести только один ступенькоход. Поскольку лестницы там разорваны, то это будет самый оптимальный вариант. Когда москвичи покажут пример, тогда приступят к созданию беспроговой среды и региональные торговцы. Пока что в регионах все благие побуждения, направленные на организацию бебарьерной среды исходят лишь со стороны социальных структур, либо иностранных спонсоров, которые справедливо считают, что забота об инвалидах вопрос не столько экономический, сколько нравственный.


ВВЕРХ / ДОМОЙ

Сайт управляется системой uCoz