Опубликовано в журнале:
«Сибирские огни» 2009, №11
ЛИТЕРАТУРА НОВОСИБИРСКА
Анатолий ГРАФОВ
Записки слепого

Глава VII. ЗА ГРАНЬЮ ПРАВИЛ

Человек — очень тонкая, высокоорганизованная система. Сфера сознания и чувств привлекает очень многих: учёных, психологов, парапсихологов, да и просто шарлатанов. Сейчас много гипотез возникает о так называемом “шестом чувстве”. Утверждают, что шестое чувство — это предчувствие, интуиция или телепатические возможности и т.д. Пишут о третьем глазе… Мне ближе более “приземлённое” определение этого понятия, когда говорят, что шестое чувство — это чувство такта в отношениях с другим человеком. Способность уловить его настроение, умение войти в его положение и состояние, избрать нужную линию поведения в данном случае и в данный конкретный момент.
При взаимоотношениях слепого со зрячим общение становится более специфичным, напряжённым. Доминирующим началом являются этические нормы: человеческая культура, воспитанность, личностные качества. Имеет значение, насколько силен психологический гнет собственной инвалидности, состояние психического и физического здоровья слепого, уровень адаптации, мобильности, коммуникабельности. А для зрячего важны милосердие, осведомлённость о слепых. Поскольку ситуация взаимодействия “зрячий-слепой” имеет напряжённый характер, то личностные качества сторон в этой обстановке проявляются ярко и скоро.
Многое мне пришлось испытать на себе, и, опираясь на личный опыт и анкетные материалы, я попытался выработать рекомендации, способствующие установлению контактов между слепыми и зрячими, помогающие незрячему утвердиться в обществе. Попробуем на конкретных примерах разобрать различные ситуации при контактах слепого со зрячим и дать краткие рекомендации читателю по принятию наиболее оптимальных, адекватных решений при таких контактах.
За годы отсутствия зрительного восприятия у человека ослабевает контроль за своими действиями, движениями. Постепенно это перерастает в нежелательные привычки, которые усиливаются невозможностью зрительно оценивать окружающую обстановку и себя со стороны. Появляются ненужные движения, некоторые из них порождаются необходимостью или патологией.
Приведём наиболее характерные:
— корпус неестественно выпрямлен, даже прогибается, голова откинута назад;
— осанка сутулого человека — голова и плечи опущены вниз;
— походка слегка боком;
— при ходьбе поворачивание головы ухом вперёд, чтобы лучше улавливать звуки;
— при узком поле зрения скованная поза, голова и плечи напряжены, поступь осторожная;
— при специфическом остаточном зрении корпус напряжён, голова отклонена назад или повернута.
Думаю, незрячему нужно (для него самого) осознанно озадачиться и овладеть знаниями хороших манер и поведения. Неплохо бы избегать жестов и движений, вызывающих негативную реакцию. Это касается и мимики, и позы. При разговоре желательно повернуться лицом к собеседнику, уметь выбрать нужное расстояние от собеседника. Альберт Мерабян пришёл к выводу, что человеческое общение на 7 процентов является вербальным (слова и фразы), на 38 процентов вокальным (интонация, тон голоса, другие звуки) и на 55 процентов невербальным (язык жестов, телодвижений). Я считаю, что у незрячих процент вербальности и вокальности в оценке человека гораздо выше. В то же время слепым надо понимать, что “язык жестов” для них недоступен в полной мере (жестикуляция и мимика у незрячих ограничены), что пользоваться мимикой, жестами надо умело, дабы не превратить это в гримасничанье.
Итак, этические нормы, культура общения, внешний вид, правильная осанка, естественность движений и поз, привычки вредные и полезные, манеры, мимика, жестикуляция, умение со вкусом одеваться, элементарные медицинские знания о личной гигиене — всё это не мелочи, а необходимые знания для каждого человека. А для незрячего — тем более, в его жизни это играет особую роль, помогает избавиться от ощущения собственной “ущербности” и от брезгливого отношения к нему со стороны других людей.
Рассмотрим некоторые взаимодействия “слепой-зрячий”. Такая ситуация: незрячий сбился с пути. Ему некомфортно от осознания того, что он заблудился, к тому же неловко из-за громких окриков прохожих, которые своими советами пытаются ему помочь, подчеркнуто громко отмечая, что слепой заблудился. В итоге человек начинает “петлять”, как заяц. При этом он резко, даже грубо отказывается от помощи. Зрячий уходит обиженным, оскорблённым, не понимая, что своей резкостью он лишь привлекает внимание окружающих и тем самым усугубляет неловкость слепого человека.
В подобной же ситуации зрячий может “помогать” слепому на расстоянии: “Иди вправо, влево, прямо…”, — и т.п. Такое “управление” малоэффективно. Трудно предположить, что имеет ввиду встречный пешеход, когда кричит “вправо”. То ли вправо от себя, то ли вправо от слепого. А если это на кромке железнодорожной платформы или в метро… Управление на расстоянии унижает слепого. В этом случае лучше крикнуть: “Незрячий, остановитесь!” Затем подойти к нему и объяснить ситуацию, подсказать, что находится впереди, справа, слева, помочь выйти на нужный путь.
Или такой пример. Когда я выхожу из трамвая, троллейбуса, вагонного тамбура на железнодорожную платформу, просто спускаюсь по лестнице, мой сопровождающий, желая мне помочь, сбегает со ступенек первым, берёт за руку и машинально тянет её вверх. Или, чтобы помочь перейти дорогу, берёт за рукав и переводит через улицу или идёт боком на расстоянии и тащит за руку.
Переходить улицу с интенсивным движением транспорта слепому опасно, помогите ему, а дальше он пойдёт сам. Предложите взять себя под руку и идите на полшага впереди. Если же вы будете подталкивать его в спину, впереди себя, незрячий, естественно, будет испытывать неловкость.
Сковывает физически и морально, когда двое или трое, крепко схватив меня, как мешок, начинают подталкивать, хотя в этом нет нужды; когда зрячий помощник с силой усаживает меня в кресло, на стул; когда, желая показать что-либо, крепко держит мою руку и, прижимая, “водит” ею по поверхности предмета.
Зрячий исходит из того, что слепому надо оказывать помощь в ориентировании, при передвижении, посадке в городской транспорт, но это не всегда необходимо и зависит от того, насколько слепой мобилен, насколько знакома ему обстановка. Мобильный слепой в конкретной ситуации может воспринимать помощь как навязчивость, а немобильный слепой ее отсутствие в этой же ситуации — как невнимание к нему.
Некоторые зрячие, особенно если они встречаются со слепыми впервые, в силу незнания ведут себя с ними очень эмоционально, а порой недооценивают возможности слепого установить контакт; чтобы получить сведения о незрячем собеседнике, обращаются не непосредственно к нему, а к его сопровождающему. Или, разговаривая со слепым, стараются говорить громче обычного. Мне не нравится, когда, узнав, что я слепой, начинают разговаривать со мной громко, как с ребёнком или неразумным. Не нравится, когда в поведении и интонациях голоса звучат нотки превосходства, когда переходят на “ты” или говорят обо мне в третьем лице.
Незрячий с сопровождающим пришёл к врачу. Врач, обращаясь к сопровождающему, спрашивает: “Что у него болит?”, имея в виду слепого. Совершенно недопустимое отношение!
Иногда встречные, не оставаясь равнодушными к физическому недугу слепого, проявляют излишнее внимание. Зачастую расспросы по поводу слепоты, высказывание сочувствия, сожаления, внешнее проявление жалости вносят смятение в душу и действуют отрицательно на психику инвалида. Ни к чему незрячему проявление мещанского соболезнования, но и невнимание, равнодушие оборачиваются чувством обойдённости, чувством обиды. Он нуждается в тактичном внимании и помощи со стороны зрячих.
Забота, внимание, чуткость, такт и вместе с тем необходимая требовательность — вот из чего должны складываться взаимоотношения между слепым и зрячим. Грубость, резкость порождают дисгармонию в отношениях, вызывают недовольство. Необходимо помнить: “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость” (Сервантес).
Чувства жалости, сострадания встречаются у зрячих по отношению к слепым довольно часто, особенно если они не общались ранее с незрячими и сами обладают при этом повышенной впечатлительностью. Вместе с тем, в наше жестокое время слепым не следует умиляться от мысли, что к тебе все отнесутся как к слабому, окажут внимание, помощь. К сожалению, нередки случаи, когда мошенники, грабители, пьяные нападают на инвалидов, детей, стариков. Подростки привязываются, избивают и даже убивают слабых, беззащитных, отличающихся от них.
С другой стороны, и у незрячих иногда наблюдается ярко выраженное негативное отношение к зрячим, подозрительность, неприязнь, настороженность. Причиной может быть низкий интеллектуальный уровень, трудная судьба слепого, сформировавшая его суждения о жизни, его отношение к окружающим. Причиной психического срыва могут быть и зависть, и месть: “Если мне плохо, пусть будет плохо и другим”. Или: “Если другому плохо, то мне хорошо”.
В таком случае требуется проникновение во внутренний мир человека, а так как при кратковременном общении сделать это сложно, надо хотя бы иметь правильную оценку реальных возможностей слепого. Помощь должна оказываться там, где требуется зрение: при обращении с просьбой перечитать тот или иной документ, письмо, пересчитать сдачу и при многих других обстоятельствах, положениях, в которые попадают слепые. Это и посещение врача, поход в сберкассу, оформление документов, составление деловых бумаг и многое, многое другое… Важно, чтобы эта помощь была оказана тактично, без ущерба достоинству инвалида по зрению.
Уместно привести ответ на вопрос анкеты: “Если отсутствуют в отношениях тактичность, взаимное уважение, доброжелательность, искренность, а верх берут грубость, невежество и окрики, человеку трудно сохранить здоровье”. Здоровье каждого из нас во многом зависит от тех, кто нас окружает.
Мой жизненный опыт, наблюдения, беседы, сведения, полученные из тифлологической литературы, подталкивают меня дать некоторые рекомендации слепым и зрячим при взаимоконтактах. Думаю, многим они будут полезны.
СЛЕПЫМ
Не делите людей на слепых и зрячих. Если вы заметили негативное отношение к вам одного или ряда зрячих людей, не думайте, что все зрячие таковы. Все люди разные.
Если вам предлагают помощь в тот момент, когда вы в ней не нуждаетесь, не отвергайте её резко. Поблагодарите и вежливо поясните, что вы самостоятельно справитесь в данной обстановке. Резкий отказ может привести к тому, что в следующий раз у человека уже не появится желание помочь вам. Не забывайте, что зрячему товарищу, оказывающему вам помощь, не так уж легко, поэтому прилагайте усилия, чтобы облегчить ему эту задачу.
По сложным маршрутам ходите с тростью. Трость для вас не только средство ориентации, но и средство безопасности. По ней окружающие быстрее распознают вас в толпе, при переходе через улицу и т.п. и примут необходимые меры предосторожности по отношению к вам.
Когда идёте с сопровождающим, легко и свободно держите его под руку, идите чуть сзади. При передвижении не передавайте свою ношу зрячему партнёру, если в этом нет необходимости.
В общественных местах, транспорте не спешите занять свободное место, постарайтесь сориентироваться, нет ли вокруг вас физически более слабых, старших по возрасту или детей.
Когда требуете к себе внимания, заботы и реализации ваших прав, делайте это корректно и вежливо.
При разговоре старайтесь повернуться к собеседнику лицом. Контролируйте ненужные привычки, вызванные слепотой, если, конечно, такие у вас есть: различные движения, манипуляции, раскачивание корпусом, топтание на одном месте, похлопывание руками, потирание глаз.
Контролируйте свои действия. Старайтесь не привлекать к себе внимания. На проявленное по отношению к вам любопытство реагируйте спокойно.
Не вините других в том, что они здоровы, а вы нет.
В обществе не замыкайтесь, не уединяйтесь. Стремитесь непринуждённо, свободно поддерживать интересную тему разговора. В общении проявляйте инициативу, в необходимых случаях первым идите на контакт.
Имейте в виду, что знания, трудовые навыки, культура поведения, опрятность и т.п. во многом компенсируют ваш недостаток для окружающих.
Не перекладывайте все заботы о вас на других. Что можете сделать сами — делайте, обращайтесь за помощью, только когда необходимо зрение. Во всех остальных случаях для вас действуют такие же правила, как и для всех.
Не стесняйтесь своего физического недостатка, но и лишний раз не привлекайте к нему внимания. Ведите себя с достоинством и независимо.
Помните, что отношения между слепыми и зрячими будут наиболее адекватны, когда при контактах ваш недостаток привлекает к себе минимум внимания.
ЗРЯЧИМ
Ориентирование в большом и малом пространстве должно быть чётким и ясным. Ориентировать слепого необходимо только относительно его самого. Неправильно говорить слепому: “Стул находится поблизости от вас”, “Там на столе стоит стакан” и т.п. Следует говорить: “Стул стоит перед вами в двух шагах” или “стул рядом с вами, справа” и т.д. Особое внимание надо обращать на наличие бьющихся предметов. Необходимо вовремя предупреждать слепого об опасности (низкие двери, ветки деревьев, узкий проход), следить за тем, чтобы поднимая какой-либо предмет с пола, он не ударился о край стола или спинку стула.
В коллективе не изолируйтесь от слепых. Не забывайте, что настроение и работоспособность незрячих во многом зависят от вашей работы и отношения к ним. Делитесь с незрячим увиденным, не отказывайте ему в общении.
Имейте в виду, что для инвалидов по зрению важен строго установленный порядок на рабочем месте, на территории. Не оставляйте в проходах предметы, которые могут помешать ориентировке и передвижению слепого. В местах передвижения слепых не оставляйте двери полуоткрытыми.
Не проявляйте сомнений в способности слепых трудиться, но вместе с тем и не допускайте беспечности при организации рабочих мест.
Деликатно помогите незрячему советом, если это необходимо, по улучшению его осанки, внешнего вида, протезированию глаз, подбору очков и т.п. Если обнаружите какой-либо дефект или погрешность в одежде незрячего, не стесняйтесь, обратите на это его внимание.
Когда читаете письмо или какой-нибудь документ незрячему, не стоит для убедительности давать незрячему его потрогать. Не заменяйте чтение пересказом содержания. Это не относится к случаю ознакомления слепого с документом, под которым незрячий должен поставить свою подпись. Помните, что инвалидность не освобождает слепого от ответственности.
При разговоре с незрячим не избирайте посредником его сопровождающего или родственников, а обращайтесь непосредственно к нему. Ведите себя с ним на равных.
Встретив слепого, не проявляйте излишнего любопытства. При разговоре с незрячим не старайтесь говорить громко, разговаривайте как обычно, с естественной уважительностью, а не напускной. Находясь со слепым, не выставляйте его “напоказ”, стремитесь влиться в общую массу.
Если слепой и сопровождающий стоят, то сопровождающий не должен держать слепого за руку. В шумном помещении во время разговора не отходите от слепого, не предупредив его об этом. При сильном шуме он может не заметить, что вы отошли, и продолжать разговор в пустоте пространства. А затем, обнаружив, что вас нет, почувствует себя неловко.
Не оставляйте своего незрячего товарища одного на проезжей части улицы, на середине тротуара, на открытом крыльце или в дверях. Проведите его в безопасное место и сообщите ему о его местонахождении.
Старайтесь, чтобы предметы, которыми пользуется ваш незрячий родственник, находились в квартире на определённых местах.
Не спешите высказать незрячему своё соболезнование, сострадание, ведите себя ровно, спокойно, проявляйте необходимую требовательность, но вместе с тем и заботу. В разговоре со слепым избегайте выражений “пощупайте”, “я отведу вас”. Лучше будет: “посмотрите”, “я схожу с вами” и т.п.
Зрячим в присутствии слепого нужно избегать объяснений только с помощью мимики и жестов. Слепой замечает это и чувствует себя исключённым из общения.
При встрече со слепым, если допускаете, что он может не узнать вас, поприветствовав его, назовите себя. Не предлагайте: “А ну-ка, узнайте меня!”
Если вы заметили, что незрячий проявил интерес к внешности того или иного человека, старайтесь обрисовать её тактично по отношению к тому человеку, к которому проявлен интерес.
Если даёте незрячему общее представление о городе, населённом пункте, назовите важнейшие объекты, ориентиры (на юге, западе, в центре и т.д.), затем более мелкие, идите от общего к частному и наоборот. То же при ознакомлении с маршрутом.
Если вы заметили, что незрячий сбился с маршрута, не управляйте его передвижением на расстоянии, а подойдите и помогите выбраться на нужный ему путь.
При спуске или подъёме по ступенькам ведите своего незрячего товарища перпендикулярно к ним. Передвигаясь со слепым, не делайте рывков, резких движений, поворотов, идите плавно. Слепой, держа вас под руку, касаясь тыльной стороной ладони вашего корпуса, ощущает ваши движения, подъёмы, спуски, повороты. При передвижении со слепым не закладывайте руки назад. Незрячему это неудобно во всех отношениях.
Когда незрячему необходимо сесть, не усаживайте его, а дайте возможность легонько дотронуться до спинки стула. Этого будет достаточно. При посадке в автомашину не “впихивайте” его в салон, а наведите его правую руку на ручку дверцы и на верхний её край.
Старайтесь вести разговор без продолжительных пауз. Будьте терпимы к замедленности действий слепого, помните, что они связаны с его дефектом.
Ваше отношение к слепому будет оптимальным в том случае, если он в наименьшей степени будет испытывать чувство зависимости от вас

Источник: http://magazines.russ.ru/sib/2009/11/gr12-pr.html


  ВВЕРХ / ДОМОЙ

Сайт управляется системой uCoz