Источник: http://www.ekboblsud.ru/bsrdoc.php?id_text=66400001008061151286881000262017Р Е Ш Е Н И Е
Судья Быков А.Н. Дело № 33-8840/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам
Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Азаровой Т.И.,
судей Мазановой Т.П.,
Калимуллиной Е.Р.
при секретаре Беляковцевой С.Г. рассмотрела в
открытом судебном заседании 05.08.2010 гражданское
дело по иску Режевского городского прокурора в
интересах неопределенного круга лиц к Закрытому
акционерному обществу «Производственное
объединение «Режникель» о признании действий
незаконными и понуждении к совершению действий
по кассационной жалобе ЗАО ПО «Режникель» на
решение Режевского городского суда Свердловской
области от 01.06.2010.
Заслушав доклад судьи Мазановой Т.П., объяснение
представителя ЗАО ПО «Режникель» Евсеевой Т.В.,
поддержавшей доводы кассационной жалобы,
заключение прокурора Дубовских Т.В., полагавшей
решение суда оставить без изменения, судебная
коллегия
УСТАНОВИЛА:
режевской городской прокурор в
интересах неопределенного круга лиц обратился в
суд с иском к ЗАО «ПО «Режникель» о признании
действий незаконными и понуждении к совершению
действий, указав следующее.
Среднесписочная численность
работников ЗАО «ПО «Режникель» составляет 930
человек. В соответствии с положениями ст. 13
Федерального закона РФ «О занятости населения в
РФ» №1032-1 от 19.04.1991 г., ст. 21 Федерального закона РФ
от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации», пункта 1 Постановления
Правительства Свердловской области от 31.03.2005 г. №246-ПП
«Об установлении квот для приема на работу
инвалидов в организациях, расположенных на
территории Свердловской области», квота для
трудоустройства инвалидов в ЗАО «ПО «Режникель»
должна составлять 19 рабочих мест. Указанная
квота ЗАО «ПО «Режникель» не соблюдается. По
состоянию на февраль 2010 года в счет
установленной квоты на предприятии
трудоустроено 6 инвалидов. В нарушение
требований п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона №181-ФЗ
от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» иные специальные рабочие
места для инвалидов на данном предприятии не
созданы. Несмотря на внесение 03.03.2010 г. Режевским
городским прокурором в адрес руководителя ЗАО
«ПО «Режникель» представления об устранении
нарушений действующего законодательства о
занятости инвалидов в Российской Федерации, до
настоящего времени данные нарушения не
устранены, рабочие места для инвалидов не
созданы. Полагая, что указанными действиями ЗАО
«ПО «Режникель» незаконно ущемляются
гарантированные законодательством права и
законные интересы инвалидов в области занятости,
обращаясь в суд с иском, Режевской городской
прокурор просил признать действия ЗАО «ПО
«Режникель» по невыполнению квоты для приема на
работу инвалидов в количестве не менее 3 % от
среднесписочной численности штата предприятия
незаконными и обязать ЗАО «ПО «Режникель» в
двухмесячный срок после вступления решения суда
в законную силу создать на предприятии рабочие
места для инвалидов в счет установленной квоты в
количестве не менее 3 % от среднесписочной
численности штата предприятия и направить
данную информацию в Государственное учреждение
занятости населения Свердловской области
«Режевской центр занятости».
Суд удовлетворил требование прокурора.
В кассационной жалобе ЗАО «ПО «Режникель» просит
решение суда отменить, указывая на то, что
инвалиды у них на работу принимаются, случаев
отказа нет, с августа 2008 года прием на работу
вообще не производится.
Проверив материалы дела в пределах доводов
кассационной жалобы, судебная коллегия не
находит оснований для ее удовлетворения. Из
материалов дела и содержания решения следует,
что суд правильно определил обстоятельства,
имеющие значение для разрешения данного спора, и
выводы суда им соответствуют. Представленным
доказательствам судом дана надлежащая правовая
оценка. Нарушений или неправильного применения
норм материального или процессуального права
судом допущено не было.
В силу ч. 2 ст. 4 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации в случаях,
предусмотренных этим Кодексом, другими
федеральными законами, дело может быть
возбуждено по заявлению лица, выступающего от
своего имени в защиту прав, свобод и законных
интересов другого лица, неопределенного круга
лиц или в защиту интересов РФ, субъектов
Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О
прокуратуре» прокурор полномочен обратиться в
суд с заявлением, если этого требует защита прав
граждан и охраняемых законом интересов общества
и государства, когда нарушены права и свободы
значительного числа граждан либо в силу иных
обстоятельств нарушение приобрело особое
общественное значение.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации прокурор вправе
обратиться в суд с заявлением в защиту прав,
свобод и законных интересов граждан,
неопределенного круга лиц или интересов РФ,
субъектов Федерации, муниципальных образований.
Поводом для обращения в суд прокурора послужила
необходимость защиты интересов инвалидов в
социальной сфере. При этом защита интересов не
связана с обеспечением дополнительных гарантий
конкретного работника, а направлена на
обеспечение интересов значительного числа
граждан, имеющих статус инвалида. Обязанность
работодателей, в том числе, юридических лиц по
созданию и выделению рабочих мест для
трудоустройства инвалидов в конечном итоге
направлена на обеспечение конституционного
права граждан, проживающих на территории
Российской Федерации, на обеспечение им
дополнительных гарантий прав на труд и
социальную защиту от безработицы.
Таким образом, заявление подано прокурором в
защиту прав, свобод и законных интересов
неопределенного круга лиц в рамках полномочий,
предоставленных ему федеральным
законодательством.
Порядок судебной защиты нарушенных либо
оспариваемых прав и законных интересов
осуществляется в соответствии со статьями 11 и 12
Гражданского кодекса Российской Федерации.
Перечень способов защиты гражданских прав,
установленный в статье 12 Гражданского кодекса,
не является исчерпывающим. Так, если в судебном
заседании будет установлено, что бездействие
противоречит закону, а также то, что права либо
свободы заявителя или лиц, в интересах которых
подано заявление, были нарушены бездействием,
суд принимает решение об обязанности устранить в
полном объеме допущенное нарушение прав и свобод
гражданина или препятствие к осуществлению
гражданином его прав и свобод.
Согласно ст. 21 Федерального закона от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» организациям численность
работников, которых составляет более 100 человек,
законодательством субъекта Российской
Федерации устанавливается квота для приема на
работу инвалидов в процентах к среднесписочной
численности работников (но не менее 2 и не более 4
процентов).
В соответствии с Постановлением
Правительства Свердловской области от 31.03.2005 №
246-ПП «Об установлении квот для приема на работу
инвалидов в организациях, расположенных на
территории Свердловской области» организации,
расположенные на территории Свердловской
области, с численностью работников более 100
человек обязаны установить квоту для приема на
работу инвалидов в размере 3 процента от
среднесписочной численности работников.
Организациям, в которых по результатам
аттестации всех рабочих мест по условиям труда
более 50 процентов признаны условно
аттестованными, а условия труда
- противопоказанными для трудоустройства
инвалидов, установить квоту для приема на работу
инвалидов в размере 2 процента от
среднесписочной численности работников.
По результатам аттестации рабочих мест
работодатель самостоятельно рассчитывает
размер квоты для приема на работу инвалидов в
размере 2 процента от среднесписочной
численности работников и в течение трех рабочих
дней в письменном виде информирует органы службы
занятости населения по месту расположения
организации.
Установление квоты для приема на
работу инвалидов имеет целью обеспечение им
дополнительных гарантий права на труд. Квота для
приема на работу инвалидов представляет собой
минимальное количество рабочих мест для приема
на работу инвалидов в той или иной организации,
включая рабочие места, на которых уже работали
инвалиды. Под квотированием рабочих мест
понимается резервирование рабочих мест в
организациях всех форм собственности для приема
на работу инвалидов.
Квотирование является одной из
дополнительных гарантий занятости населения,
что следует из ст. 13 Закона «О занятости
населения в РФ», согласно которой государство
обеспечивает дополнительные гарантии гражданам,
испытывающим трудности в поиске работы, путем
создания дополнительных рабочих мест и
специализированных организаций (включая
организации для труда инвалидов), установления
квоты для приема на работу инвалидов. Согласно ч.
1 ст. 25 того же Закона, работодатели содействуют
проведению государственной политики занятости
населения на основе соблюдения установленной
квоты для трудоустройства инвалидов.
В соответствии со ст. 24 Федерального
закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» на
работодателей возлагается обязанность
создавать или выделять рабочие места для
трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам
условия труда в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида; предоставлять
в установленном порядке информацию, необходимую
для организации занятости инвалидов. Согласно ст.
22 Закона специальные рабочие места для
трудоустройства инвалидов - рабочие места,
требующие дополнительных мер по организации
труда, включая адаптацию основного и
вспомогательного оборудования, технического и
организационного оснащения, дополнительного
оснащения и обеспечения техническими
приспособлениями с учетом индивидуальных
возможностей инвалидов. Статьей 23 Закона
предусмотрено, что инвалидам, занятым в
организациях независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности, создаются необходимые
условия труда в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида.
Как следует из материалов дела, ЗАО «ПО
«Режникель» ежемесячно подает информацию о
выполнении квоты приема на работу инвалидов
Режевскому центру занятости населения. При этом,
что следует из листков об информации, сообщается
о среднесписочной численности работников на
предприятии, об установленной квоте, о
количестве работающих в счет квоты и о свободных
квотированных местах. Но данные сведения не
являются той необходимой информацией, которую
предприятие обязано предоставлять в центр
занятости, чтобы последний мог направлять
конкретное лицо для трудоустройства. Так, что
также следует из листов-информаций, что после 2008
года не сообщалось о конкретных вакансиях в счет
брони, характеристике условий труда и его оплаты.
В этой связи Центр занятости обоснованно
указывает на то, что при данных сведениях не
имеется возможности отправить на работу
инвалида, поэтому инвалиды, состоящие на учете в
центре занятости для трудоустройства на
квотируемые места в ЗАО ПО «Режникель» не
направлялись. Непредставление или
несвоевременное представление, неполное
представление или представление в искаженном
виде сведений (информации), необходимых для
реализации вышеназванных действующих законов,
касающихся трудоустройства инвалидов, является
недопустимым нарушением.
При данных обстоятельствах, которые
ЗАО ПО «Режникель» не отрицает, суд обоснованно
нашел исковые требования Режевского городского
прокурора законными, обоснованными и
подлежащими удовлетворению в полном объеме в
соответствии с приведенными выше нормами ФЗ «О
занятости населения в РФ», Постановления
Правительства Свердловской области от 31.03.2005 г.
«Об установлении квот для приема на работу
инвалидов в организациях, расположенных на
территории Свердловской области». Доводы
кассационной жалобы ЗАО «ПО «Режникель»
судебная коллегия находит не состоятельными, не
лишающими обязанности предприятие выполнять
требования действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с
выводами суда и находит решение суда
постановленным в соответствии с установленными
по делу обстоятельствами, требованиями
действующего законодательства, в связи с чем
отсутствуют основания, предусмотренные ст. 362
Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации для его отмены в
кассационном порядке также по несостоятельным
доводам кассационной жалобы, которые не содержат
указаний о наличии предусмотренных законом
оснований для отмены решения суда в кассационном
порядке, обстоятельств, которые не были приняты
судом во внимание при вынесении решения.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Режевского городского суда
Свердловской области от 01.06.2010 оставить без
изменения, кассационную жалобу ЗАО «ПО
«Режникель» оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
ВВЕРХ / ДОМОЙ |